Фэндом

"Научрука надо выбирать, как невесту" (народная мудрость)

...по размеру...

Общие советы

Выбор научного руководителя (также научрук, научник, Research Adviser; не путать с Academic Adviser) - важнейший момент в начале Вашей научной карьеры. От него очень много чего будет зависеть. Основные параметры, которыми удобно описывать научника - его научная мощь и человечность.

Nauch.png

Научная составляющая

Приблизительно оценить потенциал научного руководителя как учёного можно, прежде всего, оценив уже сделанный им вклад в науку. Начните с гугла, посмотрите его личную и университетские странички и, главное, посмотрите статьи (Google Scholar, Arxiv, InspireHep, AdsAbs, etc) и книги (gen.lib.rus.ec, Amazon). Имейте в виду, что в различных областях науки для "хорошими" считаются очень разные формальные параметры (вроде индекса Хирша). Скажем, в астрономии позволительно иметь гораздо меньше цитирований, чем в популярных науках вроде биофизики. Отдельно просмотрите статьи за последние 2-3 года, чтобы иметь представление, чем учёный занимается в данный момент. Если учёный молодой, то идти к нему довольно рискованно. Хотя с другой стороны, для него гораздо важнее будет, чтобы Вы потом хорошо устроились - это сильно повлияет на его репутацию. Вообще, одна из важных характеристик научного руководителя - это то, как сложилась жизнь у его бывших учеников, прежде всего - куда они после него устроились.

К научной составляющей можно отнести и то, насколько лично Вам близки интересы будущего научрука. С огромной вероятностью Вы в итоге будете заниматься чем-то таким, о чём и представления в начале пути не имели. И тем не менее, неплохо, чтобы хотя бы изначально Вас привлекала сфера его деятельности.

Помимо цитируемости статей стоит посмотреть на соавторов научрука. Если после получения степени Вы решите остаться в науке, то важнейшим фактором будут контакты Вашего научрука. Чем дальше, тем неформальней. Поэтому его принадлежность "научной тусовке" в своей области является важным бонусом.

Человеческая составляющая

Важность этого аспекта трудно переоценить. Если у Вас не будут складываться отношения с научным руководителем, это с огромной вероятностью может привести к разрыву отношений с ним. В Америке это в худшем случае грозит потерей времени (потому что если повезёт, то результаты, полученные в смежной области, удастся-таки использовать для диссертации). Но главное - из департмента Вас здесь не погонят. В Европе всё может кончиться куда печальнее. Если для Вас не найдётся тут же места у кого-нибудь другого, то Вы будете незамедлительно выставлены, и придётся всё начинать сначала (если хватит силы воли и душевных сил).

Пожалуй, основное качества научрука как человека это готовность уделять Вам время. Не стоит надеяться на то, что он заменит Вам учебник. Спрашивать научрука всё-таки стоит в крайней ситуации, в Вас всегда будут ценить самостоятельность - ведь однажды Вам придётся не только решать задачи, но и ставить их. Другой важный момент - способность научрука объяснять материал. Но это трудновато оценить без личной встречи.

Кроме того, есть свойства человека, которые нельзя однозначно отнести к плохим или хорошим, всё зависит от Вас самих. Прежде всего, речь идёт о "длине поводка". Кому-то нужна большая самостоятельность и свобода действий. Но надо признать, что большая часть наших соотечественников предпочитает иметь над собой тиранчика, еженедельно интересующегося прогрессом.

Здесь стоит упомянуть о национальных особенностях. Часто длинные поводки можно обнаружить у русских профессоров. Может выйти так, что профессор будет интересоваться исключительно результатом, а на всё остальное ему будет решительно наплевать. У этого есть определённые плюсы - например, Вы сможете работать удалённо. Вообще, регулярные поездки домой не есть что-то общепринятое как на Западе, так и в Азии. Большинство иностранцев будут удивлены, если Вы изъявите желание проводить каждый год по несколько недель на своей Родине. Большинству наших соотечественников такое желание понятно.

С другой стороны, тяжело представить, чтобы американский профессор мог открыто нахамить своему студенту, чего запросто можно ожидать от выходцев из Союза. Причём имейте в виду, что с Вами наш человек может себе позволять больше, чем с местными.

Обо всех вышеперечисленных особенностей конкретного человека лучше всего узнавать из общения с его подопечными - теми, кто работает или работал под его началом. Поговорите или спишитесь с ними и хорошенько их расспросите. Однако, не стоит ожидать полной откровенности. Если у данного человека x << xmin, то его студенты могут просто из опаски каких-то последствий не сказать вам всю правду. С другой стороны, неудачливый студент может связывать все свои промахи со своим научруком и нарисовать вам крайне отрицательную картину. Поэтому стоит пообщаться как минимум с несколькими людьми и сотрудниками из соседних лабораторий, кто вероятно более объективен в своих оценках.

В итоге выбор научного руководителя станет компромиссом между его научными способностями и человеческими качествами. Компенсировать недостатки человеческих качеств отчасти могут Ваши интеллектуальные способности. Если аспирант будет выдавать результаты, как принтер, тяжело с ним не поладить. Тяжело, но возможно.

Также на Фэндоме

Случайная вики